Внешние проявления кризиса: повышенная обидчивость, необоснованная агрессия, непослушание ребенка, выраженные даже в виде нервных припадков. Во время этих припадков ребенок может валяться по полу, кричать, стучать ногами, биться головой, кусаться. Особенно это проявляется, когда родитель совершает действо вопреки желанию ребенка. Это своего рода метод воздействия на мать или отца. Чтобы исключить формирования негативных сторон личности у ребенка лучше не игнорировать психологическую потребность к активному познанию мира.
Внутренние причины кризиса: функциональные возможности речи у ребенка не совпадают с возможностями понимания ее у родителя.Речь у ребенка в год ограничена, поэтому противоречия между желанием познания мира и возможностями у дитя возрастают
Во время кризиса повышается чувствительность ребенка к воздействиям взрослого на проявление целостности его Я. Ребенок начинает выделять себя в окружающем мире, он начинает понимать, что существует отдельно от мамы. Из-за этого у него появляется гипертрофированная привязанность к ней (малыш боится остаться один и боится упустить маму из поля зрения).
Как вести себя родителям в кризис 1 года?
Кризис становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям ребенка. Задача родителей – помочь малышу пережить нелегкий период и помочь ощутить ему свою самостоятельность. Капризы ребенка являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному малышу.
Пришла пора делать что-то не для ребенка, а вместе с ним. Ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша и его уверенностью. И вообще, с этого времени надо учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, снимать и одевать носочки и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама его одевает, умывает, кормит.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. Вседозволенности, конечно, быть не должно. Определенные запреты нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Лучше всего, чтобы опасные предметы были недоступны для ребенка, тогда и запретов будет намного меньше. Не стоит закрывать от ребенка абсолютно все дверцы шкафа. В нижние ящики можно положить его вещи, игрушки, пусть он открывает эти ящики и достает оттуда, что хочет.
Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли. Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии ребенка. Он проверяет, чего можно добиться плачем.
Формулировать правила надо коротко и четко. И все запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Запрещая что-то, ребенка можно отвлечь на что-нибудь другое. Запрещено писать в книжках, но есть листок, на котором это делать можно. И т.п.
Не стоит ругать ребенка за сломанные игрушки и другие предметы, потому что пока он не может понять, почему это плохо. Чтобы родителям меньше огорчаться по поводу сломанных игрушек, не надо спешить покупать дорогие, есть много простых и дешевых, которые подойдут ему как раз на этот непростой период.
Если ребенок отказывается что-то делать, подумайте сначала, а надо ли его заставлять? Спросите себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым и безынициативным и не грубияном, который добивается каждой мелочи криком и истерикой. Давление на ребенка – это верный способ вырастить ребенка именно таким.
Кроме терпения и понимания родителям поможет чувство юмора, творческий подход и умение играть. Любую неразрешимую проблему можно превратить в игровую ситуацию. Например, на кухне, где так много заманчивых и в то же время опасных вещей (острый нож, горячая сковородка и др.), можно найти более безопасные, но такие же интересные пластмассовые миски, небьющуюся посуду, поварешку и др. Можно дать ребенку небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварных овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, не хочет купаться? Может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?
Игровых ситуаций можно придумать множество – все зависит от желания самих родителей.
Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру. Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок - одеться (особенно если родители позволят малышу самому одевать игрушку), кукла - купаться и укладываться спать.
Относитесь к ребенку с сочувствием и уважением, и кризисные явления вскоре исчезнут сами собой.
|